Статьи
Краевой ресурсный центр действует

Более года минуло с тех пор, когда, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова одержало победу в конкурсном отборе Всероссийского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации М.В.Гордеевой.
На денежные средства конкурсного гранта на базе техникума создан и успешно работает ресурсный центр профессиональной ориентации с символическим названием «Вектор».
Основное внимание в своей работе центр направляет на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для детей, названной категории, трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство – важной государственной задачей. Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности. Перед ними встает необходимость выбора: кем быть, каким быть? Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии.
В данной ситуации педагоги и волонтеры ресурсного центра предоставляют детям уникальную возможность самоопределиться в выборе профессии и специальности, попробовать свои силы в процессе обучения, грамотно спланировать развитие личности, сформировать мотивы успешности будущей профессиональной деятельности, получить в дальнейшем гарантированное трудоустройство.
Воспитание качеств, обеспечивающих самоопределение в выборе будущей профессии, осуществляется посредством реализации модульных программ, игровых технологий, метода проектов, формирование у детей общественно - значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).

Наиболее эффективными для детей младшего возраста являются игровые технологии. В минувшую среду на базе детского оздоровительного центра «Дружба», расположенного на территории Новоалександровского городского округа, педагогами техникума и волонтерами отряда «Продвижение» проведен инфо-квест «Город мастеров». Участниками игры стали дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отдыхающие в лагере.
Играли дети увлеченно, с интересом. Под руководством «навигаторов», из числа членов волонтерского отряда «Продвижение», в соответствии с маршрутными листами, команды участников побывали на 5 станциях: «Избушка Марьи Искусницы», «Цветочная полянка», «Станция «Посчитай-ка», «Автодворик», «Сладкая станция». В ходе игры участники получили первоначальные представления и информацию о профессиях: флорист, повар, кондитер, швея, автомеханик, бухгалтер и погрузились в них через игровые ситуации. По итогам счастливые победители были награждены грамотами, а все участники получили сертификаты.

Министерство образования Ставропольского края проанализировало итоги работы ресурсного центра «Вектор» и приняло решение о присвоении ему статуса «краевой» (приказ МО СК № 840-пр от 23.05.2018 года).
Заведующий отделением
казачьего образовательного компонента
ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова
Г.Б.Дюмин.
Техникум выиграл грант на социальную поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проблема сиротства и детей, оставшихся без попечения родителей в целом актуальна для современной Росси, Ставропольского края и Новоалександровского муниципального района.
В Ставропольском крае в настоящее время проживают более 8 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1,5% от общей численности детского населения). В замещающих семьях воспитываются 85,6 % (7226 человек) от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2014 году воспитывалось 7453 ребенка (84,8%), в 2013 году – 7989 детей (83,5%)).
На воспитании в государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится 1013 детей (в 2013 году – 1502 ребенка).
Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство – важной государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится все более актуальной.
Профессиональная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в Новоалександровском районе осуществляется на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова»», в том числе по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих. В образовательной организации на сегодняшний день обучается 86 детей, указанной категории.
Учитывая значимость социализации детей, названной категории, педагогический коллектив техникума разработал инновационный проект создания на своей базе ресурсного центра профессиональной ориентации «Вектор», подал заявку на участие в конкурсе, и в итоге стал победителем в конкурсном отборе инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, направленных на повышение доступности и эффективности социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Направление проектной деятельности, выбранное педагогическим коллективом техникума - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Грантовые денежные средства планируется использовать на профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или замещающих семьях.
Целевой группой ресурсного центра профессиональной ориентации «Вектор» станут воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе готовящиеся к выпуску или к переходу в замещающую семью.
Как правило, эта категория детей плохо представляет жизнь вне детского дома и оказывается не готовой к самостоятельной жизни.
Перед ними встает необходимость выбора: кем быть, каким быть. Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии. Решение этого вопроса не может являться простым следствием физического и социального развития, а для детей-сирот ситуация осложняется многими факторами. В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние и т.д. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному самоопределению.
Учитывая тенденции развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов и признавая важность развития профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации предполагается создание условий тесного сотрудничества между ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова, психологическими центрами, учреждениями интернатного типа, образовательными организациями, общественными фондами и объединениями, волонтерами, которая будет направлена на комплексное решение практических и социальных проблем.
Инновационный характер деятельности педагогов техникума предполагает реализацию новой системы профориентации детей-сирот на модульной основе, которая включает в себя:
- связи и отношения субъектов профориентационной деятельности (воспитанники, детские дома, муниципалитет, благотворительный фонд, образовательные организации);
- принципы (интеграции и распределения социальной ответственности, ориентации на социально-трудовую адаптацию, рефлексивности), регулирующие согласованность действий и взаимоотношений;
- содержание и формы профориентации (профессиональные лаборатории, реально-игровое профессиональное пространство, дистанционные марафоны), повышающие эффективность взаимодействия;
- управленческие функции, обеспечивающие эффективное руководство профориентационной деятельностью детей-сирот;
Профориентационная программа на базе ресурсного центра профессиональной ориентации «Вектор» предполагает разработку и реализацию в сетевом формате программ пяти модулей:
Модуль «Кулинарные фантазии» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Повар, кондитер», формирование умений по оформлению кондитерских изделий и нарезки овощей и фруктов в технике «Карвинг».
Модуль «Сказки Флоры» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Флорист», формирование умений по изготовлению различных композиций из растений и цветов.
Модуль «Технарики» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Водитель», «Тракторист-машинист», «Механик», «Мехатроник», «Робототехника», формирование знаний по правилам дорожного движения, моделирование сельскохозяйственной техники в технике «пазлы», виртуальное вождение автомобиля и комбайна на тренажере и индивидуальное вождение автомобиля и трактора на учебном полигоне. Особое внимание будет уделено ознакомлению детей-сирот с техникой безопасности при вождении автомобиля и трактора.
Модуль «Ты - предприниматель» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Предприниматель», формирование умений по разработке и реализации бизнес-плана собственного предприятия.
Модуль «Волшебная иголочка» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Модельер» и «Швея», приобретение практического опыта по изготовлению швейных изделий, объемных и плоскостных аппликаций из ткани, работы с бисером.
Все направления определены с учетом Перечня 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, и перечня компетенций, утвержденных союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров WorldSkills для Национального чемпионата «Молодые профессионалы».
На завершающем этапе проекта для распространения эффективных социальных практик, новых технологий и методик профориентационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, предусмотрено проведение краевого научно-практического семинара «Молодые профессионалы – путь к успеху и будущее России» для специалистов, родительской общественности, других заинтересованных лиц при поддержке органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления.
Заведующий отделением
казачьего образовательного компонента
ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова
Г.Б.Дюмин.
В ГРИГОРОПОЛИССКОМ ТЕХНИКУМЕ НАУЧАТ АЗАМ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Григорополисский сельскохозяйственный техникум им. атамана М.И. Платова выиграл грант на социальную поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Волонтеры проекта- учащиеся групп с казачьим компонентом.

Грант Всероссийского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получил педагогический коллектив техникума, разработавший уникальный инновационный проект - Ресурсный центр профессиональной ориентации «Вектор». Победителем в серьезном конкурсном отборе среди множества заявок от муниципальных образований, различных учреждений, некоммерческих организаций и общественных объединений стал проект ставропольчан, придумавших как сделать так, чтобы воспитанники детских домов социализировались и получали азы рабочих профессий.
Средства гранта использованы для укрепления материальной базы: в учебную лабораторию приобретено современное оборудование на сумму 593 тыс. рублей, в кабинетах установлены две интерактивные доски, выделены деньги на транспорт педагогам и волонтерам для поездок на занятия в детские учреждения и наоборот, для транспортировки детей в техникум.
Проект также предусматривает профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной среды для воспитания ребенка.
У техникума есть большой опыт в этом деле: здесь уже учится 93 подростка – сирот и ребят из неблагополучных семей, причем около 40% из них – воспитанники групп с казачьим компонентом. Все они показывают лучшие результаты в обучении, являются победителями краевых и всероссийских олимпиад профессионального мастерства и имеют высокие перспективы трудоустройства.
Директор техникума Сергей Козел отмечает, что согласно статистике, в Ставропольском крае проживают более 8 тысяч детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Это1,5% от общей численности детского населения Ставрополья. На воспитании в государственных организациях находится 1013 таких ребят. Выпускники детских домов сразу сталкиваются с трудностями экономического характера, им бывает сложно преодолеть стереотипы в обществе и собственные психологические проблемы.
- Трудовая деятельность – основа их социализации, а трудоустройство – важная государственная задача, - считает директор. -Поэтому очевидна необходимость в помощи специалистов по профессиональному самоопределению. Наш проект неслучайно носит название «Вектор» - мы стремимся дать детям жизненный ориентир.
Всего сотрудничеством охвачено 15 государственных организаций, с которыми техникум заключил двусторонние договоры о деловом сотрудничестве. Для участия в проекте с учетом состояния здоровья и психологической готовности выбрано 100 детей, проживающих в специализированных учреждениях Ставрополья и Краснодарского края. Среди них есть и дети-инвалиды, которым будут помогать тридцать волонтеров – студентов техникума: привезти на занятия, подсказать и показать на личном примере и просто дружески поддержать ребят. Сопровождает обучение педагог- психолог техникума Татьяна Ляпина, под руководством которой проводился отбор детей, попавших в целевую группу проекта. Теперь их ждут интересные занятия по освоению выбранных профессий и мастер-классы опытных педагогов.
В программе обученияпять модулей, которые ведут педагоги техникума. Так, модуль «Кулинарные фантазии» познакомит ребят с профессиями повара и кондитера, даст реальные навыки по приготовлению кондитерских изделий и нарезке овощей и фруктов в технике «карвинг». Модуль «Сказки Флоры» создан для обучения секретам флористики, а «Технарики» - для освоения азов вождения автомобиля, понимания профессий тракториста-машиниста, механика. Здесь же - занятия по робототехнике, правилам дорожного движения и безопасности, моделированию сельхозтехники с помощью паззлов, виртуальное вождение автомобиля и комбайна на тренажере, а затем - на учебном полигоне. Еще один перспективный модуль «Ты - предприниматель» научит разрабатывать бизнес-план собственного предприятия. Для желающих познакомиться с профессиями модельера и швеи - модуль «Волшебная иголочка».
Все они позволят приобрести реальный практический опыт исозданы с учетом рейтинга востребованных и перспективных профессий «Агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадровWorldSkills».
Геннадий Дюмин, заведующий отделением казачьего образовательного компонента ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова».
Выбирая профессию – выбираешь будущее!

Ресурсный центр «Вектор», созданный в ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова» на денежный грант, полученный за победу во Всероссийском конкурсном отборе инновационных социальных проектов, предоставляет новые возможности для профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для этой категории, или в замещающих семьях. Все это, в дальнейшем, будет способствовать их успешной социализации и становлению полноценными гражданами России.
Профессиональная ориентация проводится по наиболее востребованным и перспективным профессиям ТОП -50 и профессиональной компетенции утвержденной союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров WorldSkills» с опорой на передовой отечественный и международный опыт.
Поставленные цели, реализуются в сетевом формате модульных программ.
Одной из таких модульных программ, является модуль «Технарики» (руководитель- заведующий отделением техникума, кандидат технических наук Владимир Чикильдин), а целевой группой стали воспитанники ГКУ «Детский дом № 24» «Аврора» с администрацией которого, был заключен двусторонний договор о деловом сотрудничестве.

26 марта текущего года 10 воспитанников детского дома на протяжении всего дня подробно теоретически и на практике знакомились с особенностями профессии «Водитель», «Тракторист-машинист», «Механик». Посетили учебные кабинеты по названным профессиям. В ходе индивидуального вождения автомобиля и трактора на учебном полигоне ребята получали знания по правилам дорожного движения. Огромный интерес у участников целевой группы вызвало виртуальное вождение автомобиля и работа на тренажере комбайна «Акрос». Особое внимание в ходе занятий было уделено ознакомлению детей-сирот с техникой безопасности при вождении автомобиля и трактора.
В заключении с ребятами было проведено психолого-аналитическое тестирование на пригодность профессии и каждому вручен сертификат о прохождении учебы.
Заведующий отделением
казачьего образовательного компонента
ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова
Г.Б.Дюмин.

ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова» в 2016 году стал победителем в рамках конкурсного отбора инновационных социальных проектов, направленных на повышение доступности и эффективности социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Инициатором и организатором конкурса является Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008г. № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Президент России В.В. Путин в майском Указе 2018 года нацеливает нас на формирование эффективной системы выявления и поддержки талантов, самоопределения, повышение мотивации, раскрытие способностей, направленных на раннюю профессиональную ориентацию и успех каждого ребенка. Об этом говорится и в новом национальном проекте «Развитие образования».
Проект «Ресурсный центр профессиональной ориентации «Вектор» направлен на комплексное решение практических и социальных проблем в сфере профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и повышения престижа рабочих профессий и специальностей из перечня ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда Ставропольского края.
Для успешной реализации проекта техникум заключил двусторонние договоры о деловом сотрудничестве с 15 государственными и общественными организациями - это Ставропольский краевой институт развития образования, Ставропольское отделение Российского детского фонда, Григорополисское казачье общество, учреждения культуры и образования. География социальных партнеров включает в себя соседние с Новоалександровским районом территории.
В техникуме работают профессионалы, которые помогают детям и молодежи выбрать профессию по душе, стать высококлассными специалистами и определить варианты развития в карьере. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проводились занятия по модулям «Кулинарные фантазии» под руководством преподавателей Булековой Е.А. и Грицук С.В., «Сказки Флоры» под руководством преподавателя Роговой Н.А., «Технарики» - преподавателя Чикильдина В.Н., «Ты-предприниматель» - преподавателя Исраелян О.Г., «Волшебная иголочка» - преподавателей Кузнецовой О.П. и Сергиенко И.П.
В обучающих мероприятиях приняли участие воспитанники детских домов, коррекционных школ, педагоги и психологи ГКУ «Детский дом № 24 «Аврора» ст. Григорополисская, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» ст. Григорополисская, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» ст. Григорополисская, ГКУ «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 VIII вида» ст. Григорополисская, Детский дом № 20 «Надежда» с. Балахоновское Кочубеевского района, Детский дом № 8 с. Преградное Красногвардейского района, Специальная коррекционная школа-интернат № 25 с. Красногвардейское, ГКУ «Специальная коррекционная школа № 11» ст. Григорополисская. На протяжении всего проекта студенты - волонтеры отряда «Продвижение» ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова» принимали активное участие в мероприятиях ресурсного центра.
Приказом Министерства образования Ставропольского край в мае 2018 года Ресурсному центру профессиональной ориентации «Вектор» присвоен статус краевого ресурсного центра. 28 сентября 2018 года в министерстве образования Ставропольского края состоялся краевой научно-практический семинар "Молодые профессионалы - путь к успеху и будущее России".
В семинаре приняли участие руководители и специалисты образовательных организаций, детских домов, представители органов опеки и попечительства муниципальных районов Ставропольского края, волонтеры студенческого отряда «Продвижение» и другие заинтересованные лица. Заместитель министра образования Ставропольского края Галина Серафимовна Зубенко выступила с докладом о перспективах развития системы социализации в Ставропольском крае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального и инклюзивного образования ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», член – корреспондент МАНПО, ученый секретарь Ставропольского регионального отделения МАНПО Ирина Николаевна Микулан в своем выступлении рассказала об особенностях профориентационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова», кандидат педагогических наук Наталья Анатольевна Чикильдина представила результаты работы по внедрению сетевой модели профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках семинара состоялась презентация результатов деятельности Ресурсного центра «Вектор», организована выставка работ участников проекта, проведены мастер-классы по модулям «Кулинарные фантазии», «Волшебная иголочка», «Ты – предприниматель», «Технарики», «Флористика». В целях распространения эффективных социальных практик, новых технологий и методик профориентационной работы подготовлены сборники информационно-методических материалов «Молодые профессионалы – путь к успеху и будущее России».
Участники семинара отметили актуальность, практическую значимость результатов проекта и необходимость дальнейшего развития системы профессиональной ориентации в Ставропольском крае.
Работа центра будет продолжена и в дальнейшем. Мы планируем в ближайшие три года привлечь к сетевому взаимодействию все детские дома Ставропольского края.
Профессиональная ориентация – важный этап для детей-сирот. Деятельность ресурсного центра «Вектор» на базе Григорополисского техникума способствует успешной социализации детей, повышению эффективности процесса выбора профессии и построения успешной профессиональной карьеры.
О.П. Кузнецова
Ю.Н. Багринцева
Н.А. Рогова