Проект (программа) краевой инновационной площадки на 2022-2024 годы
Моделирование системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями в Ставропольском крае
Ресурсный центр профессиональной ориентации «Вектор» был создан в 2017 году на базе ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова» и по настоящее время ведёт профориентационную работу над уже третьим по счёту инновационным проектом с привлечением квалифицированных преподавателей и волонтеров (предыдущие успешно реализованные проекты: Проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2017-2018 годы и Проект (программа) краевой инновационной площадки на 2019-2021 годы).
Основная идея инновационной программы:
Профориентационная работа в образовательных организациях является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой целостную систему, включающую в себя работу по профессиональному самоопределению.
Для детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство – важной государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, становится все более актуальной.
В Ставропольском крае в настоящее время около 3000 детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями обучаются в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах. Как правило, эта категория детей плохо представляет жизнь и оказывается не готовой к самостоятельной жизни.
Перед ними встает необходимость выбора: кем быть. Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии. Решение этого вопроса не может являться простым следствием физического и социального развития, а для детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями ситуация осложняется многими факторами. В условиях современной России перед детьми-инвалидами и детей с особыми образовательными потребностями образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние и т.д. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному самоопределению.
Профессиональная ориентация детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, начинается задолго до поступления в техникум и носит комплексный, системный характер. Одним из способов привлечения к среднему профессиональному образованию абитуриентов данной целевой категории является организация сотрудничества со специальными (коррекционными) школами, образовательными организациями.
Профориентационная работа с детьми-инвалидами и детьми с особыми образовательными потребностями, имеет свои отличительные черты, связанные с необходимостью балансировки между интересами детей, учётом специфики социально-экономических условий и возможностей рынка труда.
В образовательных организациях, подведомственных министерству обучается порядка 200 инвалидов и лиц с ОВЗ по программам профессиональной подготовки, 60 человек по программам подготовки квалифицированных рабочих, 240 человек по программам подготовки специалистов среднего звена и 60 человек по программам высшего образования.
Тем не менее, сегодняшняя статистика характеризует, главным образом, количественные аспекты образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования и слабо ориентирована на оценку качества профориентационной деятельности. В ней не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в структуре подготовки кадров.
Учитывая тенденции развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов и признавая важность развития профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, следует отметить актуальность и важность реализации данной инновационной программы, которая предполагает создание условий тесного сотрудничества между ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова, психологическими центрами, специальными (коррекционными) общеобразовательными школами, общественными фондами и объединениями, волонтерами. Она направлена на комплексное решение практических и социальных проблем в сфере:
- Профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями.
- Повышения престижа рабочих профессий и специальностей из Перечня ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, и из Перечня профессий (компетенций) Ворлдскиллс Россия.
- Поддержки и оказания квалифицированной помощи детям в решении вопросов выбора будущей профессии (в мобилизации собственных ресурсов, налаживании социальных контактов, обучении, формировании навыков общения).
Освоение социального опыта, включение детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, в существующую систему трудовых отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Для этого целесообразно использовать потенциал профессиональной образовательной организации, которая обладает необходимыми учебно-методическими, кадровыми и материально-техническими ресурсами и дает возможность свободного выбора видов профессиональной деятельности.
Цель:
Создание новых возможностей для профориентации детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, по наиболее востребованным и перспективным профессиям ТОП-50 и профессиональным компетенциям (профессиям) Ворлдскиллс с опорой на передовой отечественный и международный опыт.
Задачи:
- Разработка и реализация в сетевом формате модульных программ профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями.
- Создание единого информационного поля для детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, при условии многоуровневого сотрудничества и взаимодействия различных государственных и общественных структур (организаций, учреждений, служб, лиц) по профессиональной ориентации в сетевом формате на основе модульного принципа построения образовательного пространства.
- Организация деятельности для детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивающую самоопределение в выборе будущей профессии посредством разработки и реализации модульных программ, дистанционных образовательных технологий, инфо-квестов, экспресс-тестов по профессиональной диагностики, видеоконференций, тренингов и мастер-классов, в очном и онлайн-формате.
Характеристика целевой группы Проекта: дети-инвалиды и дети с особыми образовательными потребностями в Ставропольском крае.
Профориентационная программа на базе ресурсного центра профессиональной ориентации «Вектор» предполагает разработку и реализацию в сетевом формате программ десяти профориентационных модулей: Программы модулей.
Сроки реализации проекта: 2022-2024 годы.
Приказ Министерства образования Ставропольского края №2027-пр «Об утверждении списка краевых инновационных площадок в сфере образования Ставропольского края для открытия с 01 января 2022 года» (2021.11.29) Скачать
Приказ Министерства образования Ставропольского края №2026-пр «О перечне краевых инновационных площадок в сфере образования Ставропольского края, действующих по состоянию на 01 января 2022 года» (2021.11.29) Скачать
Реестр договоров о сотрудничестве со специальными (коррекционными) школами Ставропольского края (2022.08.30) Скачать
Приказ ГБПОУ ГСХТ №17/ОД-пр «О работе интернет-форума» (2022.01.21) Скачать
Положение о работе интернет-форума «Вектор», 2022 Скачать
Приказ ГБПОУ ГСХТ №16/ОД-пр «О создании рабочей группы по реализации проекта» (2022.01.21) Скачать
Положение о рабочей группе по реализации проекта, 2022 Скачать
План работы рабочей группы по реализации проекта, 2022 Скачать
Сетевой график РЦПО «Вектор» на 2022-2024 годы Скачать
Приказ ГБПОУ ГСХТ №50 ОД-пр «О тематической неделе «Дороги, которые мы выбираем» (2023.04.05) Скачать
Приказ ГБПОУ ГСХТ №51/ОД-пр «О проведении инфо-квеста «Город мастеров» (2023.04.06) Скачать
Приказ ГБПОУ ГСХТ №54 ОД-пр «О тематической неделе «Дороги, которые мы выбираем» (2024.03.26) Скачать
.
Программа профориентационного модуля «Сказки Флоры» (2022)-2 Скачать
Программа профориентационного модуля «Технарики» (2022)-2 Скачать
Программа профориентационного модуля «Агрогномики» (2022)-2 Скачать
Программа профориентационного модуля «Ты — предприниматель» (2022)-2 Скачать
Программа профориентационного модуля «Графический дизайн» (2022)-2 Скачать
Программа профориентационного модуля «Технологии моды» (2022)-2 Скачать
Программа профориентационного модуля «Кондитерская сказка» (2022)-2 Скачать
Программа профориентационного модуля «Кулинарные фантазии» (2022)-2 Скачать
Программа профориентационного модуля «Мелодии дерева» (2022)-2 Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Технарики» (2022) Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Технологии моды» (2022) Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Ты — предприниматель» (2022) Скачать
Программа профориентационного модуля «Автомагия» (2022)-2 Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Автомагия» (2022) Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Агрогномики» (2022) Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Графический дизайн» (2022) Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Кондитерская сказка» (2022) Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Кулинарные фантазии» (2022) Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Мелодии дерева» (2022) Скачать
Экспертное заключение - Программа профориентационного модуля «Сказки Флоры» (2022) Скачать
.
Сборник тестов КИП, 2022 Скачать
Памятка родителям - Профориентация в семье. Кем быть ребенку, 2022 Скачать
Социально-психологический портрет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, входящих в состав целевой группы Проекта, 2022 Скачать
Сборник тестов КИП, 2023 Скачать
.